- Гаити. Архитектура и изобразительное искусство
Руины дворца Сан-Суси близ г. Кап-Аитьен.
181112.Гаити. Архитектура и изобразительное искусство
Архитектурные памятники доколониальной эпохи не сохранились. В начале XIX в. около г. Кап-Аитьен построены цитадель Ла Ферьер и дворец Сан-Суси. Цитадель, занимающая 8 тыс. м2, расположена на вершине горы Бонне-а-л’Эвек (высота свыше 900 м). Сан-Суси (1811—12) — великолепный каменный дворец с мозаичными полами и стенами из красного дерева (полуразрушен). Собор в Порт-о-Пренсе построен главным образом в XVIII в., собор в Кап-Аитьене в 1878 (архитектор У. Т. Сие), Национальный дворец в Порт-о-Пренсе — в 1918.В современной архитектуре Г. постройки европейского (главным образом французского) типа сочетаются с национальными жилищами, тростниковые африканские хижины — с современными виллами. Архитектор Р. Боссан в 1930-х гг. в зданиях гостиниц применял африканские материалы и архитектурные формы. Среди современных архитекторов известны также А. Мангоне, М. Эвальд, Р. Вильжуэн. Влияние архитектуры США ощущается в архитектуре отелей.
В доколониальный период на Г. было развито искусство индейцев таино и араваков, представленное орнаментированной керамикой, ритуальными сиденьями из дерева и скульптурой (каменные идолы). В период французского господства французские художники писали портреты, фрески в театрах, церквах и частных домах. В 1865 основана художественная школа в Порт-о-Пренсе. В 1851—53 Кольбер де Лошар (1804—1874) расписал собор в Порт-о-Пренсе. Скульпторы Ж. Гийо, Э. Лафорестьер (1837—1894), а позже Н. У. Шарль (около 1870 — около 1930) создавали портреты Ф. Д. Туссен-Лувертюра и Ж. Ж. Дессалина. В народном искусстве в XIX—XX вв. получили широкое распространение украшение алтарей и ритуальных барабанов, роспись крестьянских жилищ. В 40—50-х гг. XX в. с развитием туризма крестьяне начали продавать в городах изделия из красного дерева, сизаля и известняка. В 1944 в Порт-о-Пренсе по инициативе Де Витт Питерса был создан Художественный центр, в который вошли талантливые живописцы-самоучки Л. Пуассон (р. 1914), Р. Бенуа (р. 1911), испытавший влияние кубизма А. Жозеф (р. 1921) и др. Большое распространение получила деревянная скульптура. Вслед за Н. У. Шарлем к ней обратились его ученик А. Лафонтан, автор жанровых сцен из жизни негров, Ж. Б. Боттекс (р. 1918), О. Дюперье, А. Диманш, Ж. Жозеф. С Художественным центром связана деятельность ряда народных художников. Яркие, темпераментные картины на фольклорные и мистические сюжеты писал Э. Ипполит, картины на исторические и политические темы — Ф. Обен (р. 1891). В. Биго (р. 1931) принадлежат реалистические жанровые произведения. Э. Гург (р. 1931) рисует «сцены чёрной магии». К. Базиль создаёт панно для церквей. Наряду с Художественным центром возникла группа «Очаг искусств» (Р. Дорсели, М. Пеншина, Л. Тернье, Д. Вержен), обратившаяся к абстрактным символам, антропоморфным магическим знакам.
М. В. Мартынов.
Литература:
Альперович М. С. и Слезкин Л. Ю., Образование независимых государств в Латинской Америке (1804—1903), М., 1966;
Слезкин Л. Ю., Революция негров-рабов на острове Сан-Доминго (Гаити) в 1791—1803 гг., в сб.: Уч. зап. но новой и новейшей истории Института истории АН СССР, в. 2, М., 1956;
Мартынов М. В., Гаити, М., 1969;
Гонионский С. А., Гаитянская трагедия, М., 1974;
Zepkowski Т. Haití, Warsz., 1964;
Franco J. L., La historia de la revolución de Haití, La Hab., 1966;
Dorsinville R., Toussaint-Louverture ou la vocation de la liberté, P., 1965;
Charlier E. D., Aperçu sur la formation historique de la nation haitienne, Port-au-Prince, 1954;
Castor S., La ocupación norteamericana de Haití y sus consecuencias (1915—1934), Méx., 1971;
Pierre-Charle G., Rîdiografía de una dictatura, Méx., 1969;
Fleischmann U., Aspekte der sozialen und politischen Entwicklung Haitis, Stuttg., 1971, S. 47—52;
Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов, [Предисл. Е. Гальпериной], М., 1961;
Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити. [Составление и послесловие Е. Гальпериной], М., 1968;
Gouraige G., Histoire de la littérature haïtienne (de 1’indépendance à nos jours), Port-au-Prince, 1960;
Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;
Mangones E., Maximilien L., L’art précolombien d’Haïti. [Cataloque], Port-au-Prince, 1941;
Rodman S., Renaissance in Haiti, N. Y., 1948;
его же, Haiti: the Black Republic, N. Y., 1954.
Собор Нотр-Дам в г. Порт-о-Пренс.
XVIIIXX вв.
Президентский дворец в г. Порт-о-Пренс.
XIXXX вв.
Водуистский «Злой бог».
Дерево.
Бюро этнографии.
Порт-о-Пренс.
Л. Пуассон.
«Туалет крестьянки».
1940-е гг.
А. Лафонтан.
«Барабанщик».
Красное дерево.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.